Проект создания Уральской ВСМ Челябинск – Екатеринбург

Проект создания Уральской ВСМ Челябинск – Екатеринбург

Челябинск и Екатеринбург – два единственных в России крупных промышленных города-миллионника, расположенных на расстоянии всего 200 км друг от друга. Однако между мегаполисами отсутствует быстрый, комфортный и безопасный общественный транспорт. В настоящий момент около 91% жителей для поездок в соседний город использует автомобиль.

Проектом предполагается создание двухпутной электрифицированной железнодорожной магистрали протяженностью около 218 км. На УВСМ планируется запустить два типа поездов: высокоскоростные (ВСП) со скоростью движения до 300 км/ч и ускоренные региональные поезда (УРП) со скоростью движения до 160 км/ч. ВСП будут иметь только две промежуточные остановки – аэропорты Баландино и Кольцово. УРП дополнительно будут останавливаться на станциях Снежинск и Сысерть. Целевое время в пути высокоскоростных поездов – до 1 часа 10 минут. Время в пути ускоренных региональных - до 2 часов.

Подготовкой и реализацией проекта занимается специальная проектная компания – Хозяйственное партнёрство «Уральская скоростная магистраль» (далее – ХП «УСМ»). В Партнёрстве состоят Челябинская и Свердловская области, промышленные группы и частные инвесторы. Стратегическим партнёром проекта выступает ОАО «РЖД» – между правительствами Челябинской и Свердловской областей и ОАО «РЖД» подписано соглашение о сотрудничестве, создана совместная рабочая группа.

В декабре 2017 г. ХП «УСМ» подало в Правительство Российской Федерации предложение о заключении концессионного соглашения о финансировании, создании и эксплуатации магистрали в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ. 
По условиям концессионного соглашения концессионер (ХП «УСМ») обязуется за счет собственных и заемных средств, а также за счет субсидий, спроектировать и построить УВСМ и далее осуществлять ее эксплуатацию до 2050 года.

Концедентом и собственником магистрали станет Российская Федерация. В рамках концессионного соглашения государство примет участие в финансировании создания УВСМ, предоставит земельные участки, окажет необходимое содействие в целях реализации проекта.

Проект обладает высокой инвестиционной привлекательностью. Возврат инвестиций будет обеспечен за счет доходов от эксплуатации магистрали, а также за счет платы концедента из бюджета Российской Федерации, компенсирующей недополученные доходы.

По расчётам, генерируемые от создания УВСМ эффекты смогут покрыть расходы бюджета на реализацию проекта с профицитом. Достижение агломерационных эффектов станет возможным благодаря значительному сокращению времени в пути между уральскими столицами с 3-5 часов на существующих видах транспорта до 1 часа 10 минут. Произойдёт фактическое объединение двух агломераций в единую конурбацию – третью по величине агломерацию в России после Московской и Петербургской с населением около 4 млн человек, что де-факто совместит рынки труда двух мегаполисов, усилит конкуренцию работодателей за кадры, повысит производительность труда и среднедушевые доходы населения, обеспечит рост капитализации недвижимости и сгенерирует соответствующие социально-экономические и бюджетные эффекты.

22 февраля 2018 года распоряжением №94-р Правительство РФ включило трассу УВСМ в Схему территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта.

23 марта 2018 года подписано распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации №МС-31-р «О возможности заключения концессионного соглашения в отношении объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на иных условиях, чем предложено хозяйственным партнёрством «Уральская скоростная магистраль». Ведутся переговоры об условиях концессионного соглашения.

12 мая 2018 года Распоряжением Правительства Российской Федерации № 893-р проект включен в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года.

14 февраля 2019 года проект включен в Стратегию пространственного развития РФ на период до 2025 года. Стратегия утверждена Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым.

21 марта 2019 года проект включен в долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года, утвержденную Дмитрием Медведевым.

В настоящий момент ХП «УСМ» открыто к предложениям на финансирование проекта. Электронная почта: info@uralrail.com.